Следите за нами:

Поделитесь с друзьями:

История хохломской росписи

24.06.2012 20:39:40
История хохломской росписи

Хохломская роспись – искусство старинное, известное на весь мир и обожаемое многими ценителями народного творчества. Истоки этого промысла нужно искать в Хохломе – небольшом селе, затерявшемся среди дремучих заволжских лесов.

В XVII веке ряд сел было передано во владение Троице-Сергиева монастыря, который сегодня располагается в городе Загорск, недалеко от Москвы. Возможно, именно в то самое время, а возможно, даже и раньше, жители Хохломы начали промышлять деревянной золоченой посудой, поскольку в документах монастыря неоднократно упоминаются предметы обихода, расцвеченные яркими красками и золотом.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что деревянная посуда издревле очень активно употреблялась русским народом в своем обиходе. Исследователи неоднократно обнаруживали ковши, скобкари диковинных форм, разнокалиберные обеденные миски, самые разные ложки и другие предметы быта из дерева, датированные X-XIII веком. В коллекциях археологов имеются даже экземпляры, возраст которых составляет порядка нескольких тысячелетий.

Но изначально в обиходе была неокрашенная деревянная посуда, однако пользоваться ей было довольно неудобно, поскольку незащищённый материал очень сильно впитывал в себя жидкость, в результате чего посуда быстро загрязнялась и приходила в негодность. Тогда ее стали покрывать варенным льняным маслом (олифой), которое защищало дерево невидимой пленкой. Этот способ сохранения древесины от влаги был известен на Руси издревле, именно таким методом иконописцы сберегали надолго свои творения. Существует теория, что своим рождением искусство хохломской росписи обязано также иконописцем, поскольку техника писания икон сильно походила на технику народного искусства. Мастера Древней Руси, для экономии, создавали фоны икон с помощью серебра, а не дорогостоящего золота. После того как все живописные работы завершались, поверхность обрабатывалась лаком (из льняного масла) и помещалась в печь. Под воздействием высокой температуры лак становится золотистым, и серебро, которое просвечивалось под ним, также «превращалось» в золото.

Росписью посуды промышляли крестьяне, населявшие деревни поблизости села Хохлома: Новопокровское, Кулигино, Хрящи и т.д. Примечательно, что эти места облюбовали староверы, в этих дремучих и глухих лесах нашли они укрытие от государственных гонений и помещичьего гнета. Встречались среди них настоящие художники-иконописцы, скорее всего, именно под их влиянием стала применяться техника золоченой окраски при производстве посуды.

Особенно широкое распространения изготовление хохломской посуды получило в XIX веке, именно тогда эти яркие творения народных мастеров стали активно продаваться на Нижегородской ярмарке, на которую съезжались купцы и прочий люд со всей России. Зачастую, предметы обихода, купленные здесь, вывозились  в Европу и Азию. Хохломская роспись привлекала иностранцев своей уникальной раскраской, отличным качеством лакировки, а также радовала глаз пестротой и праздничностью окраски. Ко всему прочему, изделия были недороги и прочны, выдерживали воздействия высоких температур, не теряя при этом свою яркость.

Техника хохломской росписи очень трудоемка. Сначала заготовка как следует просушивается, а затем обрабатывается жидким слоем специальной глины, роль которой защита пор дерева. После этих процедур, когда глина подсыхает, изделия обрабатываются льняным маслом и погружаются в печь на 8-10 часов. После извлечения, они покрываются олифой и опять сушатся. Повторяется такая процедура 3-4 раза, по ее окончанию приступают к полудке. На этом этапе все изделие покрывается и тщательно растирается по поверхности дробленым в порошок оловом, в результате чего оно приобретает металлический блеск, сложно отличимый от настоящего серебряного. Впрочем, олово использовалось не всегда, ранние находки предметов хохломской росписи, в основном, были обработаны серебром. Возможно, ремесленники перешли на более дешевый металл, ввиду вполне классических причин, которые были актуальны во все времена, а именно, чтобы предметы стали доступнее и покупаемее. Пожалуй, это правило действовало во все времена, как только началась торговля, производитель всегда старался сделать товар более доступным, и не важно касается это стоимости услуги безлимит-vip или предметов  старинного народного искусства. Итак, только после всех вышеперечисленных процедур,  следует этап росписи, выполняется она тонкими кистями красной и черной краской. Кисти раньше чаще всего изготавливались самими мастерами (из хвоста белки либо из шерсти кошки), они были упругими и эластичными, это позволяло делать как очень широкие, так и очень тонкие мазки. После росписи изделие снова покрывается олифой и помещается в печь. Именно неоднократная тепловая обработка предметов и обеспечивает отличные защитные свойства изделий.

В искусстве хохломской росписи почти никогда не использовались жанровые рисунки, все свои старания художники направляли на изображения причудливых растительных форм, разнообразного травного орнамента. На изделиях мы можем видеть гибкие стебли с листьями, цветами или ягодами, они или вытягиваются вверх или как бы обегают весь сосуд, украшают также внутреннюю поверхность, благодаря чему предмет получается очень красочным и праздничным.

До нас, к счастью, дошло довольно много предметов хохломской росписи, что позволило исследователям данной области выделить в развитии этого искусства несколько периодов.

Прекраснейшим произведением раннего периода является братина, название изделия рассказывает нам о древнейшем обычае, когда наши предки, относящиеся к одному роду, скрепленные родственными связями при подготовке к какому-нибудь важному делу, собирались на большой общий пир – братчину, к столу полагался праздничный напиток, который подносился в сосудах по форме, напоминающих горшок – братине. На сосуде уверенными и свободными мазками изображался красный цветок, горлышко же и плечики покрывались золотом. Изделие освежалось несколькими белыми полосами, при этом невероятной красоты цветок, как будто бы загорался пламенем, а золото блестело удивительно ярко. Что же за цветок пытались изобразить мастера на изделии? Скорее всего, имелся в виду волшебный красный  цветок, увидеть который, судя по древним народным преданием, можно было лишь один раз в году, на ночь перед Ивановым днем. Считалось, что увидевший его очень скоро обретет большое счастье.

Новая техника сменила яркие пышные цветы на скромную, но весьма изящную хохломскую травку. Теперь на изделиях красовались веточки с цветами и ягодами, которые следовали всем изгибам предмета, тянулись непрерывно по всей поверхности. Черно-красная гамма росписи, подсвеченная золотом, придавала изделиям хохломских мастеров некую сдержанность и строгость, и этими качествами она разительно отличалась от изделий городецких художников. Хохломские ремесленники, проявляли немалую изобретательность, украшая предметы очень сложных форм, а на простых предметах они проявляли настоящие чудеса декораторского искусства. Если мастер расписывал, например, чашку или блюдце, он обязательно акцентировал дно и помещал в нем розетку, от которой в разные стороны, по краям предмета, расходились солнечные лучи. Стенки чашки покрывались диковинным узором из косых красных и черных мазков, они чем-то напоминали стебли травы, которая как бы склонилась от ветра. На поставцах (сосуд цилиндрической формы) художники обычно изображали вертикальный побеги, которые тянутся к солнцу, при этом они чередовались по цвету, два черных, два красных. Каждое растение рисовалось свободно, таким образом, чтобы ни один стебель не касался другого, а каждая веточка могла привольно раскинуть свои листочки.

В XIX веке, хохломская роспись украшала, в основном, деревянную посуду, это был самый массовый вид изделий. Предметы этого искусства всегда оставались недорогими, но при этом долговечными, поэтому были доступны каждому деревенскому жителю и при этом пользовались огромной популярностью.

Посуда и другие хохломские предметы обихода  приманивали не только своей практичностью и экономичностью, но и, конечно, своей способностью внести праздничное настроение в любой, даже самый бедный дом. Мягко переливающиеся золотом, раскрашенные яркой красно-черной гаммой блюда, ложки, миски, солонки стали излюбленной посудой деревенского народа.

Однако в начале XX века хохломское искусство пришло в полный упадок, мастера, которые попали в это время в полную зависимость от скупщиков, либо постепенно разорялись, либо шли искать другие заработки, либо попросту нищенствовали.

Искусство хохломской росписи «ожило» только после Великой Октябрьской революции, тогда изделия этого старинного народного искусства вновь приобрели мировую славу.

Самый расцвет хохломской росписи пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Именно тогда вместо древних мисок и блюд стали производить целые комплекты посуды для сервировки стола, были здесь и наборы для салатов, и специальные емкости для ягод, мороженного и салатов. Представляете, как ярко смотрелся праздничный стол, убранный хохломой?! Ярко, но в то же время не пестро.

В последнее время появляется множество новых центров хохломской росписи, найти их контакты и красивые номера телефонов можно в интернете, однако ведущими по-прежнему остаются фабрика «Хохломской художник», расположенная в селе Семино Ковернинского района, а также объединение «Хохломская роспись», находящаяся в городе Семенов Горьковской области. Семинские мастера до сих пор остаются верны травному орнаменту, хотя, конечно, обогатили его многими новыми элементами и расширили цветовую палитру. Семеновские художники, напротив, стараются внести что-то креативное в свои работы, сделать их как можно пестрее и ярче, прибегая не только к изображению трав и ягод, но и, например, пышных тропических цветов.

Хохлома – это одно из тех старинных искусств русского народа, которое до сих пор любимо и уважаемо во всем мире! Надеемся, что и через несколько веков в каждом доме можно будет обнаружить предмет обихода, расписанный красно-черными мазками и сияющий легкой позолотой!




Назад в раздел



Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.






Зачем?