Следите за нами:
66.2497     -0,7601
78.0753     -0,2860

Поделитесь с друзьями:

Золотой апельсин: элитное жилье на месте ЦДХ

28.08.2008 22:05:18

"Сносить нельзя реконструировать" – этими словами можно вкратце описать ситуацию вокруг московского Центрального дома художника на Крымском Валу. Стоял себе ЦДХ, посещаемый, востребованный, с виду вполне крепкий и готовый к дальнейшей плодотворной жизни. Ничто не предвещало беды. Однако после MIPIM-2008 ситуация поменялась – и продолжает меняться по сей день, как картинки в калейдоскопе.

Фрукты, овощи. Дорого.

Начнем с MIPIM-2008, где в этом марте как раз и был представлен проект "Апельсин", автором которого является признанный в мире и привычный уже в Москве архитектурный мэтр – лорд Норман Фостер. Если вкратце: на Крымском Валу предлагается построить огромный (в 15 этажей) оранжевый шар, который, как бы раскрываясь, распадается на 5 наклонных долек. По задумке Фостера, каждая "долька" – это сегмент со своей функцией; в комплекс, согласно проекту, войдут музей (первые этажи), гостиница, офисы А-класса и, наконец, элитные жилые апартаменты. Предусмотрены также магазин, парковка в три этажа, рестораны и кафе во внутреннем дворике. Вообще площадь "Апельсина" (это 80 тыс. кв. м) на одну пятую больше площади сегодняшнего ЦДХ. Под искусство, правда, площадей отводится меньше, чем под офисы и жилье, и вообще меньше, чем сейчас.

Разумеется, презентация такого проекта на MIPIM-2008 немедленно спровоцировала массу публикаций и обсуждений. Так, в апреле этого года архитектор Николай Лызлов в эфире радио "Культура" оценивает "Апельсин" как проект, повторяющий все градостроительные ошибки старого здания ЦДХ с одной разницей: была призма, стал шар. А директор Третьяковской галереи на Крымском Валу Ирина Лебедева и вовсе заявляет, что сотрудники ЦДХ узнали о проекте "Апельсин" из СМИ и что с ними никто не вел переговоров и не ставил в известность. Состояние сотрудников Дома она называет "шоковым".



Быть или не быть?

За полгода, которые прошли с момента обнародования фостеровского проекта, шоковое состояние, конечно, уже прошло. Теперь голова начинает кружиться от не вполне согласующихся друг с другом заявлений городских властей, с завидной периодичностью свидетельствующих то о скором сносе, то о сохранении status quo. Вот "сводка" только за неделю: 20 августа проходит новость о создании рабочей группы по планированию строительства нового здания для Третьяковской галереи, которая рассмотрит также и "вопросы освоения территории в районе Крымского Вала". То есть вроде бы сносят.

Но 22 августа префект Центрального округа Москвы Сергей Байдаков заявляет, что решения о сносе, насколько ему известно, нет: "Сегодня конкретно о сносе Дома художника не говорят". То есть не сносят.

А 25 августа опять сносят. Об этом сообщил глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин: "Сейчас прорабатывается вопрос строительства нового здания для художников… После пуска и открытия нового здания ЦДХ будет разобран, а на его месте будет построено новое".

Старикам здесь не место

Насколько это решение окончательное, судить пока рано, как рано и склонять в очередной раз пресловутый "Апельсин": проект пока презентован, да, но никак не утвержден. Хотя, признаться, потерю старого здания ЦДХ, сколько ни говори о его эстетической сомнительности, обдумываешь уже всерьез, и от ощущения – вот, еще кусочек Москвы уходит – не спрятаться. Оставим, однако, лирику, тем более что судьба здания официально еще не решена, и посмотрим на ЦДХ отстраненно.

Итак, здание на Крымском Валу проводит ежегодно около 300 художественных выставок (посмотреть на них приходит около миллиона посетителей ежегодно). 60% здания занимает постоянная экспозиция Государственной Третьяковской галереи, 40% – Международная конфедерация союзов художников (МКСХ, в которую после распада СССР объединились союзы художников бывших республик).

Договор на использование земли под зданием у Третьяковской галереи бессрочный, а у МКСХ – до 2025 года. Конфедерация, кстати, получила после распада Советского Союза свою часть здания как правопреемник Союза художников СССР, на средства которого, собственно говоря, и был построен ЦДХ.

Произошло это в 1979 году. Авторы проекта – Юрий Шевердяев и Николай Сукоян. Вообще говоря, это был самый настоящий долгострой: еще в 30-е на этом месте собирались возвести огромный комплекс с президиумом Академии наук, библиотекой, музеями. Однако то одно, то другое событие неспокойной российской истории ХХ века эти планы меняло и откладывало, и стройка затянулась на десятилетия. И только на рубеже 70-х – 80-х столица получила наконец на площадке, где, кстати, еще в 20-е годы проводилась Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, новое модернистское здание – Центральный дом художника. С тех пор и по сей день это одна из лучших выставочных площадок Москвы.

Что до вопроса эстетической ценности Дома художника – а может, мы и правда, как утверждает сразу несколько видных отечественных архитекторов, пока не доросли до понимания 60–70-х гг. в архитектуре? И если это так, то сколько же времени понадобится Москве и москвичам для "дорастания" до апельсина?
Информация представлена - http://sob.ru/issue2920.html


Назад в раздел



Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.






Зачем?